Законодательное Собрание Тверской области
ЗСТО
170100, г.Тверь, ул.Советская, 33
Тел.: (4822) 32-10-11, факс: 34-10-15

26.02.2020 состоялось заседание постоянного комитета Законодательного Собрания Тверской области по аграрной политике и природопользованию с участием депутатов Законодательного Собрания Тверской области, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Максимовой С.В., представителей исполнительных органов государственной власти Тверской области, территориальных подразделений федеральных структур, Прокуратуры Тверской области, Контрольно-счетной палаты Тверской области, Тверской городской Думы, Главы Лесного района Тверской области, директора регионального филиала АО «Россельхозбанк», руководителей предприятий агропромышленного комплекса Тверской области и представителей общественности.

Вел заседание комитета председатель постоянного комитета Законодательного Собрания Тверской области по аграрной политике и природопользованию Кушнарев А.Л.

 

На заседании рассмотрены следующие вопросы:

О ходе реализации государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2017-2022 годы: итоги 2019 года, планы и задачи на 2020 год.

Заслушав и обсудив вопрос «О ходе реализации государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2017-2022 годы: итоги 2019 года, планы и задачи на 2020 год», постоянный комитет Законодательного Собрания Тверской области по аграрной политике и природопользованию (далее – постоянный комитет) отметил, что на реализацию мероприятий государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2017-2022 годы в 2019 году были предусмотрены бюджетные ассигнования всего в объеме 1 870,5 млн рублей (средства областного бюджета Тверской области – 504,7 млн рублей, средства федерального бюджета – 1 365,8 млн рублей), в том числе на оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Тверской области 1 647,8 млн рублей или 88,1% от общего объема бюджетных средств, предусмотренных на реализацию государственной программы.

Кассовое исполнение по реализации мероприятий государственной программы в целом в 2019 году составило 1 730,2 млн рублей (92,5% от годовых бюджетных назначений, средства областного бюджета Тверской области – 452,7 млн рублей, средства федерального бюджета – 1 277,5 млн рублей), в том числе на предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям 1 521,8 млн рублей или 92,4% от годовых бюджетных назначений, предусмотренных на оказание государственной поддержки. Не исполнены расходы в объеме 126,0 млн рублей (средства областного бюджета Тверской области – 39,9 млн рублей, средства федерального бюджета – 86,1 млн рублей).

Общее количество товаропроизводителей агропромышленного комплекса – получателей государственной поддержки в 2019 году составило 396 (в 2018 году – 256).

Посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий составила 503,8 тыс. га, в том числе зерновых и зернобобовых культур – 68,8 тыс. га, картофеля – 14,0 тыс. га, овощей – 2,3 тыс. га, кормовых культур – 413,3 тыс. га, льна-долгунца – 5,0 тыс. га. При этом выявляется низкий процент исполнения (68,2%) в части достижения планового значения показателя «Размер посевных площадей, занятых льном-долгунцом и коноплей, в хозяйствах всех категорий» государственной программы (при плановом значении показателя в 7,3 тыс. га его фактическое значение по итогам 2019 года составило 4,98 тыс. га).

Объем государственной поддержки, направленной на развитие растениеводства в 2019 году, составил 202,1 млн рублей.

По состоянию на 01.01.2020 в хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота составило 93,2 тыс. голов (93,9% к соответствующей дате 2019 года), в том числе коров – 44,2 тыс. голов (95,4%), свиней – 683,6 тыс. голов (116,5%), овец и коз – 43,4 тыс. голов (90,7%) птицы – 3 183,4 тыс. голов (98,1%).

Объем производства молока во всех категориях хозяйств Тверской области за 2019 год составил 215,4 тыс. тонн (96,5% к уровню 2018 года), в том числе в сельскохозяйственных организациях – 145,6 тыс. тонн (97,6%).

Объем государственной поддержки, направленной на развитие животноводства в 2019 году, составил 291,7 млн рублей.

Вызвала обеспокоенность постоянного комитета тенденция к снижению в последние годы поголовья крупного рогатого скота и объема производства молока в хозяйствах Тверской области.

Также было отмечено, что по итогам 2019 года количество крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей составило 863 единицы, зарегистрировано 40 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 2 кредитных кооператива.

Объем государственной поддержки на поддержку малых форм хозяйствования составил 127,8 млн рублей.

Кроме того, в 2019 году объем государственной поддержки составил:

- на реализацию мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий – 106,9 млн рублей;

- на возмещение части затрат на культуртехнические мероприятия (в рамках подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Тверской области») – 43,8 млн рублей;

- на стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе – 856,4 млн рублей.

В 2020 году на реализацию мероприятий государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2017-2022 годы предусмотрено 1 933,4 млн рублей, в том числе средства федерального бюджета – 1 115,4 млн рублей, средства областного бюджета – 818,0 млн рублей.

С 2020 года меняется структура и механизм предоставления государственной поддержки по мероприятиям, софинансируемым из федерального бюджета.

Введены новые направления поддержки из федерального бюджета:

1. Компенсирующая субсидия на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, а также сельскохозяйственного страхования, которая включает: оказание несвязанной поддержки в растениеводстве – 123,0 млн рублей; субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве – 48,4 млн рублей; поддержку элитного семеноводства – 6,5 млн рублей; поддержку племенного животноводства (содержание и приобретение) – 81,8 млн рублей; поддержку сельскохозяйственного страхования – 21,1 млн рублей; поддержку товарного мясного скотоводства – 3,0 млн рублей. Общий размер компенсирующей субсидии в 2020 году составит – 283,8 млн рублей, в том числе из средств федерального бюджета – 238,4 млн рублей.

2. Стимулирующая субсидия, направленная на развитие малых форм хозяйствования и стимулирование приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса региона: поддержка производства льна-долгунца – 60,8 млн рублей; поддержка производства молока – 30,5 млн рублей; возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, взятым малыми формами хозяйствования – 0,1 млн рублей; грантовая поддержка начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм (56,0 млн рублей) и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (22,7 млн рублей). Общий размер стимулирующей субсидии в 2020 году составит – 170,1 млн рублей, в том числе средства федерального бюджета – 142,9 млн рублей.

Кроме того, в 2020 году за счет средств областного бюджета Тверской области предусмотрена государственная поддержка по направлениям: повышение продуктивности в молочном скотоводстве – 88,3 млн рублей; возмещение затрат на производство молодняка крупного рогатого скота, реализованного на убой – 17,0 млн рублей; возмещение части затрат на приобретение посадочного материала объектов товарной аквакультуры – 4,5 млн рублей; возмещение части затрат за приобретенную машиностроительную продукцию – 76,2 млн рублей; возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования для объектов молочного скотоводства – 3,4 млн рублей; возмещение части затрат на приобретение специализированного оборудования для глубокой переработки молока – 3,3 млн рублей; предоставление дополнительных выплат молодым специалистам, принятым на работу в сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства – 7,7 млн рублей.

С 2020 года в рамках государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2017-2022 годы предусмотрены средства областного бюджета на развитие профессионального образования в размере 288,7 млн рублей (обеспечение деятельности 6 подведомственных профессиональных образовательных учреждений).

Указанные средства предусмотрены законом Тверской области «Об областном бюджете Тверской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Таким образом, в целом в 2020 году сохраняются основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области с объемами финансирования сопоставимыми с предусмотренными в 2019 году.

По итогам рассмотрения вопроса информация Министерства сельского хозяйства Тверской области «О ходе реализации государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2017-2022 годы: итоги 2019 года, планы и задачи на 2020 год» принята постоянным комитетом к сведению.

Министерству сельского хозяйства Тверской области было рекомендовано:

1) обеспечить разработку и принятие в I квартале 2020 года нормативных правовых актов Правительства Тверской области, необходимых для определения порядков предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Тверской области;

2) обеспечить доведение в 2020 году до сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области в полном объеме средств, предусмотренных законом Тверской области «Об областном бюджете Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на реализацию мероприятий государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2017 – 2022 годы;

3) учитывая значимость поддержки молочного скотоводства, проработать с Министерством финансов Тверской области вопрос увеличения в 2020 году объема средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на предоставление субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, с целью ее предоставления по утвержденной ставке в течение всего года;

4) в связи с негативным влиянием высокой стоимости электрической энергии на конкурентоспособность и финансово-экономическое состояние предприятий агропромышленного комплекса Тверской области активнее отстаивать их интересы в сфере тарифообразования на энергоресурсы для данной категории потребителей;

5) совместно с Министерством промышленности и торговли Тверской области принять меры по оказанию содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям, переработчикам сельскохозяйственной продукции при их взаимодействии с сетевыми торговыми организациями с целью реализации в розничной торговле продукции тверских производителей;

6) оперативно реагировать на изменение ситуации в сельском хозяйстве региона с целью своевременной корректировки мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

7) совместно с государственным казенным учреждением Тверской области «Центр развития агропромышленного комплекса Тверской области» обеспечить оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям Тверской области своевременной, всесторонней организационно-технической и методической помощи в подготовке документов, необходимых для получения субсидий;

8) проинформировать постоянный комитет о реализации вышеуказанных рекомендаций.

 

Об эпизоотической ситуации по лейкозу крупного рогатого скота и мерах, предпринимаемых по обеспечению ветеринарного благополучия сельскохозяйственных предприятий Тверской области.

Заслушав и обсудив вопрос «Об эпизоотической ситуации по лейкозу крупного рогатого скота и мерах, предпринимаемых по обеспечению ветеринарного благополучия сельскохозяйственных предприятий Тверской области», постоянный комитет отметил, что лейкоз крупного рогатого скота – хроническая инфекционная болезнь. Инфекционный процесс при лейкозе крупного рогатого скота характеризуется стадийностью. Различают 3 стадии или периода в развитии инфекции: инкубационную, гематологическую и опухолевую. Источником возбудителя болезни являются инфицированные вирусом лейкоза крупного рогатого скота животные на всех стадиях инфекционного процесса. Животные заражаются при проникновении в организм лимфоцитов, содержащих вирус лейкоза.

Факторами передачи вируса являются: кровь, молоко и другие материалы, содержащие лимфоидные клетки животных, зараженных вирусом лейкоза крупного рогатого скота.

Согласно информации, представленной Главным управлением «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области, средства иммунизации и лечения болезни до сегодняшнего дня не разработаны. Как следствие, предупреждение и борьба с болезнью сводятся только к лабораторной диагностике, изоляции инфицированных животных и выбраковке больных.

Предупреждение лейкоза крупного рогатого скота и оздоровления неблагополучных хозяйств регламентированы Правилами по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденными приказом Минсельхозпрода РФ от 11.05.1999 № 359 и зарегистрированными Минюстом РФ от 04.06.1999 № 1799.

Предусмотрено несколько схем оздоровления неблагополучных по лейкозу крупного рогатого скота хозяйств, в зависимости от уровня инфицированности стада. Если инфицированность не превышает 10% – пораженное поголовье выводится из хозяйства (направляется на убой, передается в откормочные хозяйства). Если уровень инфицированности не превышает 30% – производится разделение стада, животные содержаться изолированно друг от друга, проводятся серологические и гематологические исследования животных. Если инфицированность стада превысила 30% – оздоровление может быть достигнуто только за счет одномоментной замены поголовья животными, свободными от вируса лейкоза крупного рогатого скота. Их успешность определяется способностью (готовностью) владельцев скота последовательно и в полном объеме проводить комплекс организационно-хозяйственных мероприятий.

В настоящее время в Тверской области отмечается напряженная эпизоотическая ситуация по лейкозу крупного рогатого скота. С 2010 года количество неблагополучных хозяйств сократилось со 110 до 64, причем в 9 хозяйствах поголовье скота полностью ликвидировано, вместе с тем ограничения не сняты по причине не проведения санитарно-дезинфекционных мероприятий. В 55 хозяйствах, подлежащих оздоровлению от лейкоза крупного рогатого скота, по состоянию на 01.01.2020 содержалось 13 204 голов крупного рогатого скота, из которых 10 785 – дойное стадо.

По оценке Главного управления «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области поэтапное оздоровление хозяйств от лейкоза крупного рогатого скота возможно в 10-12 хозяйствах. Оздоровление остальных сельскохозяйственных предприятий возможно только при замене поголовья животными, свободными от вируса лейкоза крупного рогатого скота.

Таким образом, в случае ужесточения условий эксплуатации инфицированного поголовья и требований к безопасности получаемой продукции на федеральном уровне, отрасль молочного скотоводства в Тверской области может оказаться под угрозой.

Также, по информации Министерства сельского хозяйства Тверской области и Главного управления «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области Министерством сельского хозяйства Российской Федерации подготовлен план мероприятий по обеспечению эпизоотического благополучия территории Российской Федерации в части заболеваемости лейкозом крупного рогатого скота, в соответствии с которым до октября 2020 года необходимо разработать и утвердить ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота, предусматривающие регулярные лабораторные исследования проб биологического материала от всего поголовья коров в животноводческих хозяйствах молочного направления всех форм собственности и осуществление вывода из стада (убоя) выявленных инфицированных и больных животных.

Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано оказывать государственную поддержку за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в части затрат на замену инфицированных животных поголовьем, свободным от вируса лейкоза.

В рамках государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2017-2022 годы предусмотрено предоставление субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных. Данная государственная поддержка направлена, в том числе, на замену поголовья крупного рогатого скота, являющегося вирусоносителем лейкоза, в рамках мероприятий по борьбе с лейкозом крупного рогатого скота. В 2019 году было приобретено 486 голов молодняка молочного направления. В 2020 году ставка субсидии на приобретение племенного молодняка будет составлять 60 тыс. рублей. Под данные цели в рамках государственной программы предусмотрены средства в объеме 13 178,7 тыс. рублей.

Учитывая сложную эпизоотическую обстановку по лейкозу крупного рогатого скота в Тверской области, предусмотренные в рамках государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2017-2022 годы меры государственной поддержки не представляются достаточными для полного решения сложившейся ситуации.

По итогам рассмотрения вопроса информация Министерства сельского хозяйства Тверской области и Главного управления «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области «Об эпизоотической ситуации по лейкозу крупного рогатого скота и мерах, предпринимаемых по обеспечению ветеринарного благополучия сельскохозяйственных предприятий Тверской области» принята постоянным комитетом к сведению.

Министерству сельского хозяйства Тверской области совместно с Министерством финансов Тверской области и Главным управлением «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области было рекомендовано:

1) рассмотреть возможность увеличения объема средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на возмещение произведенных сельскохозяйственными товаропроизводителями Тверской области затрат на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных;

2) рассмотреть возможность разработки с учетом опыта субъектов Российской Федерации механизма оказания дополнительных мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Тверской области, проводящим мероприятия по борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, например, в рамках мероприятий действующих государственных программ, путем разработки отдельной целевой программы или комплексного плана, направленных на оздоровление и ликвидацию лейкоза крупного рогатого скота в неблагополучных хозяйствах Тверской области;

3) проинформировать постоянный комитет Законодательного Собрания Тверской области по аграрной политике и природопользованию о реализации вышеуказанных рекомендаций по итогам 2020 года.

 

О проекте закона Тверской области «О внесении изменений в закон Тверской области «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации проведения на территории Тверской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных».

Рассмотрев проект закона Тверской области «О внесении изменений в закон Тверской области «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации проведения на территории Тверской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных» (далее – законопроект), внесенный в Законодательное Собрание Тверской области в порядке законодательной инициативы Тверской городской Думой, постоянный комитет отметил, что в период действия закона Тверской области от 02.07.2013 № 49-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации проведения на территории Тверской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных» (далее – закон Тверской области № 49-ЗО) изменилось федеральное законодательство, в связи с чем претерпели изменения полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения с животными, установленные на федеральном уровне.

В частности, Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 498-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения с животными отнесено установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными.

Помимо этого, Федеральным законом № 498-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), согласно которым полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации по отлову и содержанию безнадзорных животных было исключено, а вместо него за органами государственной власти субъектов Российской Федерации было закреплено осуществление полномочий в области обращения с животными, в том числе организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Федеральным законом № 498-ФЗ закреплена терминология, используемая в области обращения с животными, установлены требования к их содержанию и использованию, а также требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

К законопроекту поступили заключения Контрольно-счетной палаты Тверской области, правового управления аппарата Законодательного Собрания Тверской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области и Губернатора Тверской области, Прокуратуры Тверской области, на основании которых предложенная редакция проекта закона требует приведение в соответствие положениям Федерального закона № 498-ФЗ.

Законопроектом предусматривается внесение в Методику расчета нормативов для определения общего объема субвенций и распределения между муниципальными образованиями Тверской области субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Тверской области по организации проведения на территории Тверской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова и содержания безнадзорных животных на территории муниципальных образований Тверской области, изменений, основывающихся, по мнению разработчиков, в том числе на отдельных нормах Федерального закона № 498-ФЗ.

В ходе обсуждения вопроса постоянный комитет пришел к выводу, что законопроект не содержит изменений, направленных на приведение закона Тверской области № 49-ЗО в полном объеме в соответствие изменившемуся законодательству, в связи с чем нуждается в существенной доработке.

По результатам рассмотрения данного вопроса постоянный комитет принял решение предложить Тверской городской Думе в установленном порядке отозвать внесенный в порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание Тверской области проект закона Тверской области «О внесении изменений в закон Тверской области «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации проведения на территории Тверской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных».

С целью реализации полномочий в области обращения с животными, предусмотренных Федеральным законом № 498-ФЗ, постоянным комитетом было рекомендовано Правительству Тверской области ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов Тверской области, направленных на:

1) приведение в соответствие федеральному законодательству закона Тверской области № 49-ЗО;

2) приведение в соответствие федеральному законодательству постановления Правительства Тверской области от 23.07.2013 № 336-пп «О Порядке предоставления местным бюджетам и расходования ими субвенций из областного бюджета Тверской области на осуществление отдельных государственных полномочий Тверской области по организации проведения на территории Тверской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных»;

3) утверждение Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Тверской области.

 


  • Кашинский район

    Кашинский район
  • Весьегонский район

    Весьегонский район
  • Бологовский район

    Бологовский район
  • Вышневолоцкий район

    Вышневолоцкий район
  • Ржевский район

    Ржевский район
  • Жарковский район

    Жарковский район
  • Ржев

    Ржев
  • Тверь

    Тверь
  • ЗАТО Озёрный

    ЗАТО Озёрный
  • Бельский район

    Бельский район
  • Торжокский район

    Торжокский район
  • Лихославльский район

    Лихославльский район
  • Торопецкий район

    Торопецкий район
  • Нелидовский район

    Нелидовский район
  • Краснохолмский район

    Краснохолмский район
  • Калининский район

    Калининский район
  • Селижаровский район

    Селижаровский район
  • Калязинский район

    Калязинский район
  • Сандовский район

    Сандовский район
  • ЗАТО Солнечный

    ЗАТО Солнечный
  • Зубцовский район

    Зубцовский район
  • Оленинский район

    Оленинский район
  • Торжок

    Торжок
  • Сонковский район

    Сонковский район
  • Кимрский район

    Кимрский район
  • Кувшиновский район

    Кувшиновский район
  • Старицкий район

    Старицкий район
  • Рамешковский район

    Рамешковский район
  • Спировский район

    Спировский район
  • Осташковский район

    Осташковский район
  • Кесовогорский район

    Кесовогорский район
  • Фировский район

    Фировский район
  • Пеновский район

    Пеновский район
  • Бежецкий район

    Бежецкий район
  • Вышний Волочек

    Вышний Волочек
  • Лесной район

    Лесной район
  • Западнодвинский район

    Западнодвинский район
  • Молоковский район

    Молоковский район
  • Конаковский район

    Конаковский район
  • Андреапольский муниципальный округ

    Андреапольский муниципальный округ
  • Кимры

    Кимры
  • Максатихинский район

    Максатихинский район
  • Удомельский городской округ

    Удомельский городской округ

Кто есть кто


Анонсы



Деятельность фракций