Законодательное Собрание Тверской области
ЗСТО
170100, г.Тверь, ул.Советская, 33
Тел.: (4822) 32-10-11, факс: 34-10-15

20.06.2019 состоялось выездное заседание «круглого стола» в г. Удомле муниципального образования Тверской области Удомельский городской округ с участием депутатов Законодательного Собрания Тверской области, представителей исполнительных органов государственной власти Тверской области, надзорных и правоохранительных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, Контрольно-счетной палаты Тверской области, лесопромышленников и общественности.

Вел заседание председатель постоянного комитета Законодательного Собрания Тверской области по аграрной политике и природопользованию Кушнарев А.Л.

 

На заседании «круглого стола» рассмотрена следующая тема:

«Об актуальных вопросах лесопользования в Тверской области: особенности арендных отношений, промышленная заготовка древесины, проведение лесовосстановительных мероприятий»

В результате обсуждения темы участниками «круглого стола» отмечено следующее.

Безусловные ориентиры для лесохозяйственной и лесоохранной деятельности, представляющие собой основы лесного законодательства, установлены Лесным кодексом Российской Федерации.

Содержание принципов лесного законодательства охватывает отношения по управлению, сохранению, воспроизводству, охране, защите, использованию лесов, в том числе по обеспечению многоцелевого, рационального, непрерывного, бережного лесопользования для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Субъектами (участниками) лесных правоотношений могут быть государство (Российская Федерация); государственные образования (субъекты РФ); муниципальные образования; юридические лица; граждане.

Российская Федерация и ее субъекты участвуют в лесных правоотношениях через соответствующие органы государственной власти. Муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории города федерального значения) принимают участие в лесных правоотношениях через органы местного самоуправления.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области лесных отношений закреплены в статьях 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений, в том числе по реализации переданных Российской Федерацией полномочий на землях государственного лесного фонда, является Министерство лесного хозяйства Тверской области.

Участниками лесных правоотношений являются также юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства, использование лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также граждане.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам – в аренду, безвозмездное пользование.

По договору аренды лесного участка арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей в соответствии с предусмотренными видами использования лесов.

Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

По отношению к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации. В то же время приоритет для данного договора имеют нормы Лесного кодекса Российской Федерации.

Порядок и способы подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, требования к формату указанного заявления в случае подачи в электронной форме утверждены Приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 302.

Типовые формы договоров аренды лесных участков утверждены Приказом Минприроды России от 20.12.2017 № 693.

По общему правилу срок договора аренды лесного участка составляет от 10 до 49 лет.

Срок договора аренды по использованию лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства определяется в пределах срока действия охотхозяйственного соглашения.

Только верхний предел в 49 лет установлен для использования лесов в целях геологического изучения недр и разработки месторождения полезных ископаемых; строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также заготовки древесины в рамках предоставления по статьям 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации.

От 1 года до 49 лет может составлять срок аренды для переработки древесины и иных лесных ресурсов; для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.

Более конкретизированный срок аренды лесного участка указывается в лесохозяйственном регламенте. Договоры аренды и субаренды лесного участка, заключенные на срок более чем один год, подлежат государственной регистрации (статья 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 609 Гражданского кодекса Российской Федерации).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору аренды лесного участка стороны несут гражданско-правовую ответственность в виде убытков, а также неустойки, если она предусмотрена законом или договором.

Вместе с тем существует административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка.

Следует выделить следующие условия для заключения договора аренды лесного участка:

- победа на торгах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (наличие основания для предоставления в аренду лесного участка без торгов и соблюдение процедуры предоставления);

- отсутствие сведений о потенциальном арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

- заключение уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находится лесной участок – в федеральной, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

По общему правилу изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается.

По информации Министерства лесного хозяйства Тверской области общая площадь лесного фонда Тверской области составляет 4 876,9 тыс. га.

Порядка 60% лесов передано в аренду. В области действует более 550 договоров аренды лесных участков. 99% арендованных площадей передано под заготовку древесины.

Основными видами использования лесов являются: заготовка древесины; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; осуществление рекреационной деятельности; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.

Объемы ежегодной заготовки древесины составляют около 4,5 млн кубических метров, при этом объемы рубок составляют только 50% от допустимого ежегодного объема заготовки.

Объемы заготовки деловой древесины населением составляют порядка 100 тыс. кубических метров в год, а дровяной древесины – 130 тыс. кубических метров.

Доходы от использования лесов направляются в бюджеты всех уровней: порядка 200 млн рублей в областной бюджет и около 400 млн рублей в федеральный.

В Тверской области также уделяется внимание сохранению лесного фонда и восстановлению вырубленных лесов.

Воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов является базовым принципом ведения лесного хозяйства, закрепленным Лесным кодексом Российской Федерации

Лесовосстановление в Тверской области осуществляется путем естественного и искусственного восстановления лесов. Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Лесным Кодексом Российской Федерации. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

Главным элементом воспроизводства лесов является искусственное лесовосстановление, которое осуществляется путем высадки лесных культур на вырубках и других не покрытых лесом землях. В Тверской области 60% от общего объема лесовосстановления проводится закладкой лесных культур.

Объемы по воспроизводству лесов в Тверской области одни из самых больших по Центральному федеральному округу, а искусственное лесовосстановление является самым большим показателем в Центральном федеральном округе.

В 2018 году мероприятия по лесовосстановлению выполнены на площади 15 717,4 га, что составляет 116,4% от плана (13500 га), в том числе посажено лесных культур на площади 8 305,2 га (110,7% от плана). Мероприятия по лесовосстановлению в 2018 году выполнялись арендаторами лесных участков в соответствии с проектами освоения лесов и государственным бюджетным учреждением Тверской области «Лесозащитный противопожарных центр - Тверьлес» в соответствии с государственным заданием.

Основными проблемами воспроизводства лесов являются низкое качество выполняемых работ по воспроизводству лесов, использование посадочного материала низкого качества, значительный износ специализированной лесохозяйственной техники и оборудования, неисполнение государственных контрактов и договорных обязательств по воспроизводству лесов арендаторами лесных участков, в том числе вследствие отсутствия заинтересованности лиц, использующих леса, в конечном результате лесовосстановления.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан Национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов». Федеральный проект «Сохранение лесов» включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров.

В Тверской области разработан региональный проект «Сохранение лесов». По информации Министерства лесного хозяйства Тверской области для реализации показателя «Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %» на 2019-2021 годы предусматривается из средств федерального бюджета 313 595,2 тыс. рублей, из них 191 716,3 тыс. рублей на увеличение площади лесовосстановления и 121 878,9 тыс. рублей на оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов и тушению пожаров, специализированной лесохозяйственной и лесопожарной техникой и оборудованием.

При этом главными вопросами, связанными с лесопользованием при осуществлении промышленной заготовки древесины, отмечаемыми в обращениях граждан, являются состояние дорог местного значения после их использования с целью транспортировки заготовленной древесины, незаконные рубки лесных насаждений, недостаточность проводимых мероприятий по воспроизводству лесов.

Обеспокоенность также вызывает правовой статус лесов, выросших на землях сельскохозяйственного назначения. На данных территориях не осуществляется контроль за соблюдением требований лесного законодательства, отсутствует возможность ведения на законных основаниях лесопользования, не реализуются мероприятия по охране их от пожаров, вредителей и болезней.

С учетом отмеченного, участники «круглого стола» посчитали необходимым одобрить ряд рекомендаций в адрес Правительства Тверской области:

1.В целях эффективного использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, занятых лесом, продолжить работу в рамках деятельности Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям по переводу таких земельных участков в земли государственного лесного фонда.

2.Обеспечить эффективное участие Тверской области в реализации комплекса мероприятий федерального проекта «Сохранение лесов» Национального проекта «Экология» и безусловную реализацию регионального проекта «Сохранение лесов».

В адрес Министерства лесного хозяйства Тверской области:

1.Принять меры по повышению качества управленческой и контрольно-надзорной деятельности в лесной сфере.

2.Рассмотреть возможность развития института общественного контроля, через создание системы взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, общественными организациями и гражданами, в том числе путем привлечения к патрулированию лесов общественных инспекторов. Организовать информирование населения с целью популяризации возможностей института общественного контроля.

3.Совместно с арендаторами лесных участков рассмотреть возможность организации проведения предварительного общественного обсуждения разрабатываемых арендаторами проектов освоения лесов с населением, проживающим в непосредственной близости от планируемых к освоению лесных участков.

4.Разработать рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по организации взаимодействия заинтересованных лиц при использовании лесных насаждений, выросших на земельных участках, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, в том числе для заготовки дров населением.

5.Проработать с Территориальным управлением Росимущества по Тверской области вопрос организации работы по реализации населению древесины, которая получена при использовании расположенных на землях лесного фонда лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

6.Учитывая наличие на территории санитарно-защитной зоны Калининской АЭС перестойных лесных насаждений, проработать вопрос организации проведения выборочных рубок и (или) рубок ухода на данной территории.

7.Совместно с правоохранительными органами усовершенствовать информационное межведомственное взаимодействие при выполнении мероприятий, направленных на пресечение незаконной заготовки и оборота древесины, а также проработать меры противодействия рубкам лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения.

8.Изучить опыт регионов Российской Федерации по взысканию неустойки за ненадлежащее исполнение (нарушение) условий договора аренды лесных участков с арендатора лесного участка за нарушения, совершенные в границах арендуемого лесного участка неустановленными лицами, либо лицами, которым лесной участок передан в субаренду, и рассмотреть возможность его применения на территории Тверской области.

9.С целью недопущения существенного изменения количественных и качественных характеристик лесных участков усилить контроль за соблюдением арендаторами лесных участков договорных обязательств, в том числе по воспроизводству лесов.

10.Совместно с органами местного самоуправления Удомельского городского округа создать комиссию по контролю за проведением работ по лесовосстановлению на лесных участках, переданных в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины на территории Удомельского городского округа.

11.Принять меры по повышению эффективности работы лесных питомников государственного бюджетного учреждения Тверской области «Лесозащитный противопожарных центр - Тверьлес» в части обеспечения региона качественным семенным и посадочным материалами хвойных пород.

12.Принять меры по обеспечению подведомственных учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специальной техникой и оборудованием.

13.Совместно с арендаторами лесных участков рассмотреть возможность введения производственного лесного контроля, в части возложения на лесопользователей обязанностей по обеспечению соблюдения требований лесного законодательства на используемых ими участках.

14.С целью обеспечения качественного выполнения работ по воспроизводству лесов на арендованных лесных участках проработать вопрос применения экономических и правовых методов стимулирования арендаторов лесных участков к проведению мероприятий по лесовосстановлению.

15.Совместно с крупными арендаторами лесных участков рассмотреть возможность и проработать механизмы участия в заготовке сырьевой базы мелких предприятий, занимающихся производственной деятельностью в сфере заготовки и переработки древесины непосредственно на местах, обеспечивающих налоговые поступления в местные бюджеты и предоставляющих рабочие места местному населению.

16.Совместно с Министерством транспорта Тверской области, Министерством финансов Тверской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и арендаторами лесных участков организовать системное межведомственное взаимодействие по вопросам обеспечения проезжаемости по дорогам регионального и местного значения, объектам транспортной инфраструктуры (мостам, путепроводам), их своевременного ремонта и надлежащего содержания при использовании с целью транспортировки заготовленной древесины.

17.Продолжить работу по поддержке и развитию движения школьных лесничеств, проведению ранней профориентации подрастающего поколения.

18.Проработать механизмы поддержки молодых специалистов лесной отрасли, обеспечения реализации мер материального и социального стимулирования лесных инспекторов.

Кроме того, Управлению ГИБДД УМВД России по Тверской области совместно с Государственным казенным учреждением Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» и органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области рекомендовано усилить контроль за соблюдением правил дорожного движения транспортными средствами, в том числе составами транспортных средств, осуществляющими транспортировку древесины, в части соблюдения ими ограничения общей фактической массы либо нагрузки на ось при движении по объектам транспортной инфраструктуры (мостам, путепроводам), а также участкам автомобильных дорог, оборудованным дорожными знаками «Ограничение массы», «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства».

Рекомендации «круглого стола» вынесены на утверждение постоянного комитета Законодательного Собрания Тверской области по аграрной политике и природопользованию.

 


  • Конаковский район

    Конаковский район
  • Кимры

    Кимры
  • Вышневолоцкий район

    Вышневолоцкий район
  • Оленинский район

    Оленинский район
  • Тверь

    Тверь
  • Бельский район

    Бельский район
  • Кувшиновский район

    Кувшиновский район
  • Осташковский район

    Осташковский район
  • Вышний Волочек

    Вышний Волочек
  • Лесной район

    Лесной район
  • Краснохолмский район

    Краснохолмский район
  • Торопецкий район

    Торопецкий район
  • Торжокский район

    Торжокский район
  • Кимрский район

    Кимрский район
  • Бежецкий район

    Бежецкий район
  • Кашинский район

    Кашинский район
  • Рамешковский район

    Рамешковский район
  • Ржевский район

    Ржевский район
  • Торжок

    Торжок
  • Ржев

    Ржев
  • Калининский район

    Калининский район
  • Нелидовский район

    Нелидовский район
  • Спировский район

    Спировский район
  • Западнодвинский район

    Западнодвинский район
  • Удомельский городской округ

    Удомельский городской округ
  • ЗАТО Солнечный

    ЗАТО Солнечный
  • Сонковский район

    Сонковский район
  • Андреапольский муниципальный округ

    Андреапольский муниципальный округ
  • Лихославльский район

    Лихославльский район
  • Старицкий район

    Старицкий район
  • Молоковский район

    Молоковский район
  • Фировский район

    Фировский район
  • Селижаровский район

    Селижаровский район
  • Сандовский район

    Сандовский район
  • ЗАТО Озёрный

    ЗАТО Озёрный
  • Максатихинский район

    Максатихинский район
  • Весьегонский район

    Весьегонский район
  • Зубцовский район

    Зубцовский район
  • Пеновский район

    Пеновский район
  • Кесовогорский район

    Кесовогорский район
  • Жарковский район

    Жарковский район
  • Калязинский район

    Калязинский район
  • Бологовский район

    Бологовский район

Кто есть кто



Деятельность фракций